Роман Олдоса Хаксли «О дивный новый мир» не нуждается в представлении, но несколько слов всё же скажу. Увидел свет роман в далёком 1932 году, а предисловие к нему автор написал в 1946 году, уже после Второй Мировой войны.
Роман во многом наивен, что отмечает и сам автор в своём предисловии, но кое-какие мысли Хаксли показались мне чрезвычайно любопытными.
Действие романа происходит спустя шестьсот лет от времени его написания. Человечество в основной массе живет в «новой Утопии» (самая первая Утопия описана Томасом Мором, откуда и название). Всё прогрессивное человечество зачинается и выращивается «до созревания плода» в специальных бутылях, где зародышам задаются определённые данные, по которым впоследствии члены общества будут подразделяться на «касты» – от альфы (высшая каста) до эпсилона (дебилы для примитивного труда).
Помимо цивилизованного мира Утопии, существуют ещё изолированные резервации, где сохранились «живородящие человеческие особи» на примитивном уровне существования – с болезнями и старением.
Из мира Утопии в мир индейской резервации попадают Томас и Линда. Томас затем возвращается, а беременная от него Линда волей случая остаётся в «проклятом» мире. Она рождает мальчика, нарекает его Джоном. Когда Джон становится юношей, резервацию посещают также двое молодых людей из Утопии – Бернард и Ленайна. Они забирают Джона и его мать Линду с собой в Утопию.
Показавшееся поначалу дивным («О, дивный новый мир!») новое общество, впоследствии разочаровывает Джона. Воспитанный среди индейцев и начитавшийся к тому же Шекспира, юноша категорически не приемлет «новой морали». Он уединяется ото всех людей на авиамаяке, но и там его достают назойливые журналисты. В результате Джон вешается.
Спустя четырнадцать лет Хаксли написал в своём предисловии к роману: «Дефекты его (романа – СК) как произведения искусства существенны; но, чтобы исправить их, мне пришлось бы переписать вещь заново – и в процессе этой переписки, как человек постаревший и ставший Другим, я бы, вероятно, избавил книгу не только от кое-каких недостатков, но и от тех достоинств, которыми книга обладает».
Полагаю, у каждого мыслящего литератора есть произведения, которые он бы набело переписал, но невозможно в одну реку войти дважды, поэтому писатели, как правило, оставляют все как есть и движутся дальше. И это хорошо: литературный рост, как и физический, имеет свои этапы.
Хаксли ставит своего дикаря-Джона перед выбором «между безумной жизнью в Утопии и первобытной жизнью в индейском селении, более человеческой в некоторых отношениях, но в других – едва ль менее странной и ненормальной». Автор не предоставляет своему дикарю-герою альтернативы «третьего, четвёртого и т д» выбора, и в финале Джон «отбрасывает здравомыслие; индейский культ завладевает им снова, и он, отчаявшись, кончает исступленным самобичеванием и самоубийством. Таков был плачевный конец этой притчи – что и требовалось доказать насмешливому скептику-эстету, каким был тогда автор книги».
Сколь слабым ни был бы роман в литературном или же философском отношении, мне показались любопытными мысли самого Хаксли о будущем человечества. С момента написания автором предисловия к своему роману прошло уже более полувека. Сам Хаксли считает, что «"О дивный новый мир" – это книга о будущем, и … книга о будущем способна интересовать нас, только если содержащиеся в ней предвидения склонны осуществиться».
Хаксли занимает не столько прогресс науки, сколько «то, как этот прогресс влияет на личность человека». По мнению писателя «революция действительно революционная» совершается лишь в душе и теле человека, и только тот диктатор сможет по настоящему властвовать над человечеством, которому удастся полностью подчинить своему контролю душу (разум, чувства, волю) каждого человеческого существа. Причем люди при этом реально должны быть предельно счастливы и даже не помышлять об иной (безусловно, менее счастливой) доле. От каждого, как говорится, по мере его способностей, и каждому по мере его потребностей, а «мера» эта должна исчисляться в том числе «биологически».
Рассуждая о будущем человечества, Хаксли приходит к мысли, что правительства непременно станут тоталитарными, особенно после «взнуздания атомной энергии».
«В тоталитарном государстве, по-настоящему эффективном, всемогущая когорта политических боссов и подчиненная им армия администраторов будут править населением, состоящим из рабов, которых не надобно принуждать, ибо они любят свое рабство», – считает Хаксли. И он прав!
Непременным условием любви к рабству является экономическая обеспеченность, которая, по мнению Хаксли, есть лишь «внешняя, поверхностная революция», а настоящая, «глубинная, внутриличностная революция», совершаемая в душах и телах, – одна лишь приводит к безусловной любви к рабству. Далее Хаксли указывает четыре «открытия и изобретения», закрепляющие любовь к рабству:
1. Методы внушения с раннего детства (за детство счастливое наше спасибо, товарищ Сталин!), включая «лекарственные» препараты.
2. Методика разделения людей по умственному уровню и применение результатов на практике.
3. Заменитель наркотиков и алкоголя, менее вредный, чем водка или героин, но дающий большее наслаждение (и весьма доступный по цене).
4. «Надёжная система евгеники, предназначенная для того чтобы стандартизовать человека и тем самым облегчить задачу администраторов».
Касаясь «сексуального промискуитета» своего романа, Хаксли замечает, что «по мере того как политическая и экономическая свобода уменьшается, свобода сексуальная имеет склонность возрастать в качестве компенсации». Наряду со свободой экономической и зрелищной свобода сексуальная закрепляет «любовь к рабству» в людях, независимо от их «кастовости».
В свете прошедших пятидесяти лет со времени высказываний Хаксли остаётся только удивляться его прозорливости. Но существуют неподвластные ни одному тоталитарному режиму стихии – природная и экономическая, сталкиваясь с которыми человек подлинно понимает, насколько он мал и слаб, и что любой диктатор – не бог. Поэтому время кризисов в какой-то мере благостно – оно обличает диктаторов и заставляет кого-то поднимать глаза к небу (откуда же падают желуди?).
В романе, впрочем, фигурируют двое молодых людей-альфа – Гельмгольц и упомянутый ранее Бернард, которые восстали против «утопического общества» и были сосланы на острова, заселённые такими же несогласными утопийцами. Эти люди напоминают советских диссидентов, и удивительно, что их не умертвляют в столь совершенном тоталитарном обществе, а дают возможность существовать где-то на островах! Действительно, утопия. Ведь эти самые несогласные альфа представляют для правящего «идеального» режима самую настоящую бомбу с детонатором.
В романе много весьма ценных мыслей, замечаний, рассуждений на философские, религиозные, этические темы, многие из которых и поныне остаются актуальными. А Главноуправитель Западной Европы (один из десяти Главноуправителей мира) Мустафа Монд уж очень напоминает Великого Инквизитора из «Братьев Карамазовых» :)
Вот, пожалуй, и все размышления. Хотя во вне сталось очень и очень многое. Не хочу лишать удовольствия прочтения тех, кто ещё незнаком с героями Хаксли.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Светлана, знаете в чем слабость всех утопических рОманов и повестей, в т.ч. и околохристианского пошиба (напр., соловьевской "Краткой повести об антихристе")? В том, что они безнадежно далеки от реалий человеческой жизни. Несмотря на все "интересные" до банальности мысли и идеи.
Проза : Забытые Двери - Fylhbfyjd Gfdtk Не совсем в формат сайта.История создания такова 6долго и упорно пытался пробить рубрику "Мегаполис в печатном издании,на Родине не приняли,просил случайных знакомых передать в издания их города,но ответа не поступало,пробивался через коммерческие издания ,отчего приходилось работать сутки через день,недавно послал в листудию "Белкин " с нижеследующей исповедью:
Исповедь Фореста Гампа
Повторю телефон Димы. Не знаю настолько уж он знаменит вм вашем
> ВУЗе ,сколь себя обрисовывает...89272864201.Познакомились мы так:
> работал на заводе ,сходил с ума от первой поздней любви (в
> 22!!!года),писал на станке безграмотные стихи и брал дни в счёт отпуска для поездок на историческую Родину. Услышал ,что некто Дима Першин устраивает вечер памяти
> поэта-земляка Седова. У Александра Палыча Седова трагическая
> судьба-выкормыш А Н Калашникова ,будучи актёром ,он много колесил по
> стране ,потом оказался на Родине ,спился ,опустился до ДД на базарном
> радио ,к 40 ни семьи ,ни кола ,ни двора ,накушался таблеток ,опочил ,
> горя не выдержала старуха -мать ,выносили 2 гроба .Известности поэта
> он не сыскал и после смерти ,вспоминают лишь кучка людей. Я долго
> искал сборник этого автора ,удалось купить брачок в
> типографии. Читая ,плакал :я нал уже какие эмоции порождают подобные
> строки. Потом узнаю ,Дима устраивает литобъеденение . Сходил, не
> привычный к подобному ,чувствовал себя не в своей тарелке: какие -то
> старики обсуждают стихи о УХЕ ИЗ КОТА .Дима предложил поступать в
> Литературный ,разбередив старые раны – ведь мечтал об этом с д\с . А тут у меня начались домашние
> проблемы ,больницы. За это время сей литсоюз распался. Одного старика
> муж сей пихал в местный журнал ,со мной занимался по субботам ,пихая в
> Литературный. Группу инв-ти я не получил -не было взяток ,устроиться
> со справкой на лёгкий труд -нереально ,первая любовь не и без моей помощи поступила в медучилище и вышла замуж ,а я оказался в Церкви, где один священник посулил помощь в получении образования. В это время
> он поминал Бикмуллина (мужик пахал на мебельном комбинате ,после
> смерти выяснилось, что -академик. Вроде ,его труд защитили как
> диссертацию ,а потом издали книгой под чужим именем, вроде выпивал от
> этого, а потом сердце не выдержало.)На этом вечере познакомился с
> Лёшей Куприяновым -я давно предлагал Диме пообщаться с ним, но тот
> орал, что рабочие- быдло, мордовский эпос в зачаточном
> состоянии, православные –лукавые ,а в самиздате 90х все
> графоманы ,а я –эгоист ,фаталист и интроверт. Мнение ,что написание некрологов коммерчески выгодно меня
> коробило Раз так достал, что я читаю ненужную литературу, что я
> приволок ему кипу своих книг- Золю, Бальзака и Стельмаха "Думу о
> тебе",после чего он стал их читать. А меня познакомил С
> произведениями Саши Соколова И вот Дима, обозначающий меня
> эгоистом, интровертом ,шизофреником, достоевским и прочая заявляется ,в
> Храм, выдёргивает меня во время службы из Алтаря ,обозначает
> мракобесом, упрямым мордвином ,пугает депрессией, что Церковь меня испортит, там всех пугают адом придирается к
> обуви. потом заявляется через 3дня с думой, что мне надо в
> семинарию. Потом в день когда мне надо было уже быть в Литературном
> через общую знакомую интересовался моей судьбой .НО то что он
> отправил оказалось не добирающем положенного объёма, а он любил в моих
> строках выдёргивать любые зачатки духовного. Я заработал, послал то что сам
> хочу и как хочу -и прошёл...Тут умер священник ,отчего я не поехал в Москву после вызова из Литературного. У гроба его мы встретились с Димой , тогда ещё с косичкой. Я не поехал и после второго вызова –всё надеялся, не смотря на отсутствие возможностей ,сперва чего –то достичь. Потом мы не виделись. я полностью был в
> ауре православия -и то было самым лучшим временем моей жизни. Видел
> его редко и случайно, знал что в музыкалке ставит голос, раскручивает
> свою группу .У мызшколы советовал о снятии полдома у старухе в Пензе и устроиться педагогом ,а ещё искренне радовался,что я не испорчен Церковью .А я уже побывал в Монастыре,где не получил благословения на творчество,пытался уйти из Церкви и написал психологическую работу (www.serbin1.narod.ru ),кою, не смотря на заверения препода никуда до сих пор не пристроил, ибо это считается неугодным Богу. Раз пересёкся с ним на квартире его мамы, где он жил
> после нового развода ,он вспоминал мою обувь, из-за которой на меня не
> посмотрят девушки. Знал бы как смотрели когда в дедовых обносках
> ходил до 20 лет...Дима продолжал ставить театральные зрелища ,на которые я не ходил, т. к. чувствую себя в подобной атмосфере не в своей тарелке. А потом окончательно ушёл из Церкви ,т .к. там пытались склонить на свою сторону ,а я не хотел отрекаться от творчества. Дальше я болтался по городу. Тут предложили это место
> корреспондента , хотелось заявит о нём ,встретились Он позвонил в
> редакцию и наорал в трубку .Рассказывал о первых шагах в инете, звал
> с собой. Написанную статью он привычно потерял, написал новую .Многим
> людям рекомендовал его, да весь литгород тащил за свой счёт в сеть .Но
> у Димы ежедневно меняется мнение .Он ничего не помнит -2жена как -то
> его стабилизировала ,а сейчас некому. Ходил я каждый день в этот
> салон и рассказывал адресатам, какие проблемы не позволяют переслать
> Диме свои вирши .А б\п он и не будет. Он восстанавливал литклуб
> ,скачивал материалы ,находил идеи -он терял и забывал Пошёл потом на
> мойку .Надеясь, что пробью рубрики о таких Димах в молодёжках и буду получать гонорары
,да их порадую ,Дим этих.. После Церкви я ,вообще, долго болтался по низко оплачиваемым работёнкам ,на которые не каждый и пойдёт. Иногда я не мог даже содержать майл , не раз закрывал ящик и пользовался обычной почтой. Зряплата когда не дотягивала и до 1- 2 тысяч рублей, сшибал в Церкви, но тупо тратился на сеть ,пытаясь выйти на диаспору афророссиян и самиздатчиков 90х,что разбегались от меня как от бабайки дети. Нередко меня убеждали, что мои попытки чего –то достичь нереальны ,а я продолжал идти вперёд. Так однажды я узнал о Иноке Всеволоде и долго надеялся, что он поможет пробиться в творчестве ,что ,конечно же ,не кормит ,а разоряет, особенно когда комп недоступнее летающей тарелки. Зашивался ,звонил ему чуть не каждый день, просил передать фото
> для оформления наборщикам, не пришёл ,в салоне подготовил папку, где
> разжевал куда и что ,не пришёл .»З.Двери» вышли на Кружевах
> -предъявил ,что ничего не показывал Потом издал уже без оформления в
> Крае Городов, отнёс его маме экз ,он его потерял. После мойки оказался в Пту,выходило меньше поди даже500 в месяц .В это время переписывался с одной девчонкой ,долго и подробно. И даже пригласил в Дивеево. Но она видела это смешным и глупым, обозначала меня наивным, эгоистом, говорила ,что использую людей и что она – не цветочек аленький и согласна пойти официанткой в ночной клуб, чтоб быть честнее. Но она ,не подозревая, вернула меня в Храм, откуда я ушёл и как прихожанин. Потом, ковыряясь в церковной грядке ,я встречу девушку, что из- за проблем с трудоустройством долго отирается при Храме за паёк. Мне она западёт душевными качествами .Однажды мы долго будем стоять в подъезде, она будет рассказывать скольких ухожёров отшила ,т. к. мечтает стать монахиней, и лишь тогда я пойму насколько смешно и глупо выглядел в переписке ,которую прекратил, кстати, пытаясь в очередной раз вернуться в духовное русло. Потом стал видеть его, Диму,
> в Храме ,где он говорил ,что...в следующей жизни будет монахом. Появление его, почти лысого, спустя года три, для меня было неожиданностью. Я попросил его сканировать фото свои для Белкина, он как всегда пообещал ,потом забыл и не захотел оформлять мой текст. Так что – на прямую к нему .Просил
> оформление послать Вам, проигнорировал ,в воскресение поцапались ,а в
> понедельник подобрал меня к себе поговорить. Учил жизни ,не давал договорить ,привычно не мог выслушать ,а я был, не смотря на хроническую трезвенность ,впервые и, надеюсь , в последний раз выпимши и мне было херово –одна девчонка брала для своего сайта мои рукописи ,а теперь из не найду
> и сватал какую-то пухленькую массажистку, а у меня ,стоит увидеть на ульце ту первую любовь по –прежнему предательски ёкает сердечко ,да и согласен остаться один или привезти с отцовой деревни девчонку из неблагополучной семьи, лишь бы за писанину не стучала сковородкой по башке. Журил что я никогда не буду классиком и сам не знаю чего хочу ,что не пишу в местную
> прессу ,где за месяц дают 700 рублей. Но это не мой уровень ,и я вырос из этих штанов